Роскомнадзор: под угрозой блокировки до 7 млн «симок»

Роскомнадзор: под угрозой блокировки до 7 млн «симок»

С наступлением августа 2023 года регулятор потребовал от операторов связи заблокировать абонентов, персональные данные которых неактуальны. Компания, предоставляющая услуги связи, получает от Роскомнадзора перечень номеров, подлежащих проверке. Далее оператор связи уведомляет абонента в течение трех суток о необходимости привести к актуальному виду сведения о себе. Абонент, получивший уведомление, в течение 15 суток обязан посредством Госуслуг, приложений операторов или в салонах связи передать актуальные сведения. В противном случае его сим-карту заблокируют в соответствии с требованиями законодательства.

О том, что абонентам массово поступают уведомления, знает Telecom Daily. Гендиректор агентства Д. Кусков отмечает, что операторы активно рассылают уведомления абонентам с просьбой актуализировать данные о себе во избежание блокировки.

Под угрозой блокировки оказались «симки», которые массово раздавали у станций метрополитена и в других местах с высокой проходимостью. Не меньшему риску подвержены корпоративные сим-карты, закупленные юридическими лицами для своих работников.

С осени 2018 года операторы связи обязаны своими силами проверять сведения об абоненте прежде, чем телеком-услуги будет предоставлены. Это требование распространяется в том числе на корпоративные сим-карты — оператору нужно предоставить данные конечного пользователя «симки».

Оператору вменяется в обязанность подтвердить такие сведения, как ФИО пользователя, его паспортные данные. Абонент может передать сведения любым удобным каналом: через Госуслуги и прочие государственные информсистемы, лично в салоне связи.

Что касается пользователей корпоративных сим-карт, то с лета 2021 года обязанностью юридического лица или ИП, заключившего договор с оператором связи, является передача сведений о конечном пользователе «симки» посредством ЕСИА. Иначе Роскомнадзор будет вправе требовать блокировки номера, данных о пользователе которого нет.

Регулятор осуществляет мониторинг сведений о пользователях телеком-услуг. Сверка ведется посредством специального ПО, которое проверяет достоверность сведений в базе оператора с имеющимися в РКН данными. Процесс полностью автоматизирован. В ведомстве отмечают, что чем глубже интегрируется госинформсистема, тем активней операторы связи приводят базы данных абонентов в порядок.

И регулятор, и поднадзорные операторы работают в тесном взаимодействии. По заверениям представителя «партнер», компания выполняет предписанные законом действия и максимально широко информирует абонентов о необходимости актуализации персональных данных. Для этого оператор использует и смс-оповещения, и push-уведомления, и информирование через личный кабинет пользователя. Это же подтверждают представители «Tele2».

В агентстве Telecom Daily считают, что число теневых, «серых» сим-карт в России превышает 6,5-7 млн штук, несмотря на все усилия государства. Все дело в возможности покупки «симки» у уличных торговцев вообще без предоставления паспорта. Д. Кусков указывает, что точки продаж сосредоточены в людных местах, например, на вокзалах. В то же время гендиректор агентства указывает на ежегодное сокращения количества серых сим-карт.

Обеление абонентских баз происходит благодаря усилиям самих операторов связи. По словам руководителя агентства, из всех предполагаемых 7 млн серых «симок», для совершения противозаконных действий покупалось не более 5%. Остальной объем приходится либо на корпоративные, оформленные ненадлежащим образом, либо на «резервные», которые люди покупали для защиты от спама при регистрации в разных интернет-сервисах, звонков по объявлениям и других подобных действий.

Законодательство позволяет удаленно заключить договор с оператором связи, однако условия подключения довольно сильно ограничены. Для этого, например, может потребоваться усиленная электронная подпись. Соответственно, покупка «симки» на том же маркетплейсе приведет к неприятным последствиям. Ведь договор об оказании услуг связи в данном случае уже заключён с другим лицом. И когда оператор потребует от фактического абонента уточнить персональные данные, он не сможет этого сделать и его номер заблокируют.

Первые уведомления российские абоненты начали получать уже в апреле 2023 года. Тогда Роскомнадзор просто проверял достоверность сведений об абонентах в базах данных операторов. Блокировки номеров регулятор не требовал. Сейчас ситуация изменилась.

Регулятор направляет запрос операторам с перечнем из 50 000 номеров для сверки. Если абоненты по каким-либо причинам не подтвердят данные, их «симки» будут заблокированы уже к середине-концу августа. Блокировке подвергается порядка 1 млн сим-карт. И дальше идет занимательная математика.

Так, каждый абонент среднестатистически платит оператору за связь от 320 до 340 руб. в месяц. Речь идет о частных клиентах, т. к. в корпоративном сегменте цифры другие и они не являются публичными. Путём нехитрых подсчетов можно предположить, что операторы могут недосчитываться 100-360 млн руб. ежемесячного дохода в случае, если абоненты, попавшие в списки РКН, откажутся выполнять законное требование.

Сверкой фактически занимается подведомственный регулятору ГРЧЦ. Работа автоматизирована, поскольку процесс довольно прост: база данных оператора попросту сверяется с базой данных МВД. Если сведения недостоверные, неполные или отсутствуют, то абоненту нужно уточнить их в течение 15 суток. При отсутствии подтверждения номер блокируется, а регулятору направляется уведомление. РКН, в свою очередь, звонит на заблокированный номер с целью подтверждения факта блокировки.

Несмотря на решительность действий регулятора и операторов, специалисты Telecom Daily не ждут массовых блокировок абонентов. Как отмечают в агентстве, проблемы со связью могут возникнуть у престарелых людей, которые в силу различных причин не смогут передать свои актуальные персональные данные.

Назад
Выбор номера