Закон об искусственном интеллекте

Закон об искусственном интеллекте

Искусственный интеллект официально еще не создан, но его вполне заменяют нейросети. В связи с этим назревает потребность введения правовой базы для регулирования искусственного интеллекта (ИИ, AI). Этого мнения придерживаются не только частные эксперты (С. Шарыпова, юрисконсульт «ЭБР»), но и Минцифры (А. Шойтов, замминистра). Более того, работы над законопроектом уже ведутся, одним из направлений регулирования является обезличивание данных.

Документа пока нет в свободном доступе, поэтому остается только предполагать, какие именно нормы будут в него входить. С некоторой вероятностью можно утверждать, что регулированию будет подлежать обработка данных и их обезличивание. В контексте этого Софья Шарыпова считает особенно важным урегулировать вопрос работы с биометрическими данными, в том числе систем распознавания лиц.

Юрист ссылается на опыт стран Евросоюза, где установлены требования к подобным системам. Так, компании, которые используют распознавание лиц, отдают свои системы на проверку независимым аккредитованным экспертам. В ЕС установлены огромные штрафы за проблемы с обработкой персональных данных. Шарыпова уверена, что в России также нужно вводить подобную практику, причем распространять ее не только на коммерческие и некоммерческие структуры, но и на госучреждения.

Закон об ИИ имеет важность и в части сгенерированных или отредактированных нейросетями изображений и прочих произведений. Нужно не просто определения в вопросе авторства конечного произведения (в настоящее время автором может являться только человек), но и в части его использования. Например, должно ли оно использоваться только для личных целей, или же подойдет для коммерческих. пока открыт вопрос и передачи прав третьим лицам.

Сейчас это регламентируется пользовательскими соглашениями нейросетевых сервисов, но общего подхода нет. А значит, нет и обширной практики применения произведений нейросетей в коммерции. Бизнесменам нужна четкая и однозначная позиция законодательства, а не запутанное и расплывчатое лицензионное соглашение.

Александра Орехович (юрист, директор ФРИИ) также склонна ко мнению, что подобное законодательство необходимо. В качестве примера приводится зарубежный правовой опыт, где закон о регулировании ИИ используется не только для контроля над компаниями, занимающимися разработкой AI, но и для развития нейросетевых сервисов и продвижения их услуг. Александра считает, что нужно обязательно учесть такие вопросы, как:

  • пределы применения ИИ и нейросетей (например, допустимо ли использование результатов работы нейросети в медицине, образовательной и научной деятельности);
  • определение авторских прав на результаты деятельности нейросетевых сервисов (кто является правообладателем);
  • соблюдение авторских прав, в том числе на тексты и изображения, на которых обучают ИИ (как могут защитить свои права правообладатели).

Наконец, Орехович указывает на обезличивание данных как на краеугольный камень в вопросе развития сферы ИИ и нейросетей.

О важности ИИ рассказал вице-премьер Д. Чернышенко на ПМЭФ’2023. Он указал, что использование нейросетей вносит огромный вклад в экономику развитых и развивающихся стран. Поэтому в России выгода от использования ИИ до 2025 года должна составить не менее 1 триллиона.

Компания GARTEL предоставляет Sim-карты для раздачи интернета по всей России.

Назад
Выбор номера