Почему падают продажи смартфонов

90
04 апр

Январь 2023 года по продажам оказался далеко не столь радужным, как того ожидали многие аналитики. Причем продажи оказались настолько провальные, что многие переписывают самые мрачные и пессимистичные прогнозы на год. Ведь если в 2021 году было продано порядка 32,5 млн. смартфонов в России, то за 2022 год цифра сократилась до 26,5 млн. штук. На 2023 год прогнозировали сопоставимое количество, но что случилось?

Что происходит на рынке смартфонов

С продажами случилась ситуация, сопоставимая с апрелем 2022 года, когда стала действовать торговая блокада и рынок под нее еще не адаптировался. Умеренный дефицит привел к падению продаж примерно на 1/3 по смартфонам и 15-50% на прочую электронику.

Давление оказывает не только сложность логистики. Популярным брендам, которые внезапно оказались перед запретом официальных поставок, приходится выстраивать сложные отношения с партнерами в России. У продавцов теперь нет кредитных линий от брендов, но есть необходимость инвестировать собственные средства. И это на фоне отсутствия рекламы той же Samsung и Apple, продажи которых продолжают уверенное падение.

Чуть лучше (на самом деле даже сильно лучше) ситуация у китайских производителей. Например, бренд Tecno, до 2022 года почти не известный в России, занял по итогам прошлого года почти 14% рынка и продолжает наращивать свою долю. Чем больше люди узнают марку, тем чаще выбирают продукцию из Поднебесной, причем рост идет не только в бюджетном, но и в среднем сегменте, где бренд уверенно теснит более именитых конкурентов. И компания Tecno не одна такая — рост показывают все производители из КНР.

Основные причины падения

Но даже китайские бренды «сдались» в январе 2023, и продажи упали. Почему так произошло? Недальновидный человек может предположить, что у населения нет денег. Но это не совсем так, точнее, падение продаж смартфонов (и многих других товаров) не связано с наличием или отсутствием денег у населения. Давление оказало 3 явных фактора:

  • отсутствие рекламы и маркетинговых программ снижают интерес к новым смартфонам;
  • некоторый дефицит товаров, исключающий возможность быстро и за разумные деньги купить смартфон в магазине шаговой доступности;
  • снижение проходимости торговых точек, снижающее совершение импульсивных покупок.

Но даже это — не главные, а одни из «сопутствующих» факторов. Многие забывают про самое банальное — жизненный цикл современного электронного устройства. Та вольница, которая отмечалась на заре появления доступных сначала телефонов, а потом и смартфонов, уже прошла. Изменения с каждым поколением устройств минимальны, и зачастую пользователи электроники их не видят. Как следствие, растет жизненный цикл аппарата — период его использования увеличивается, что давит на продажи больше, чем отсутствие денег.

Тенденция сокращения продаж свойственна не только России — ситуация отмечается во всем мире. Если уж приверженцы флагманов рассуждают о том, что нет никакого смысла покупать новую модель, если она по своим ТТХ и возможностям почти не отличается от предыдущего поколения, но при этом стоит дороже (камень в огород Apple iPhone 14), то что уж говорить о тех, кто не стремится покупать топовые аппараты? Более того, многие предпочитают использовать технику «до победного конца». Наверное, поэтому в 2022 году на смартфоны 4G/LTE приходилось 96% активных устройств в России. Оставшиеся 4% — это 3G смартфоны или даже просто телефоны, «безо всяких там G».

Среди поклонников Apple такой подход все чаще становится основным. Например, ТОП активных iPhone в Москве и Подмосковье составляют модели 11, 7 и XR. По годам выхода, это 2019, 2016 и 2018 соответственно. Но и по другим брендам ситуация схожа. Если «смешать воедино» флагманские модели, середнячки и бюджетники, то средний жизненный цикл составит около 3-5 лет.

Поведенческие факторы также стали давить на продажи. Рациональное потребление становится модным, а оно подразумевает покупки по необходимости. Иными словами, на «модной тусовке» мало кто обратит внимание на то, каким телефоном пользуется человек. Производители сами себе усложнили жизнь, выпуская бюджетники в форм-факторе «лопата» с обилием камер или их имитацией. Визуально отличить флагман от не флагмана теперь под силу единицам.

Закономерный итог

Прагматичность давит на мировой рынок, в России же она усугубляет положение именитых брендов. Отсутствие рекламы, поддержки и официальной гарантии вынуждает покупателя переходить с топовых смартфонов в средний бюджет. Не столь «больно» оказывается взирать на разбитый экран того же Tecno в сравнении с iPhone 14. Аппараты все чаще ремонтируют и все реже заменяют новыми.

Вряд ли в 2023 году тренд изменится, скорее всего падение продаж продолжится. Но выиграть могут производители и дистрибьюторы, которые быстро адаптируются под российские условия. Просто им придется наладить диалог с покупателем, создать вменяемую сервисную модель и подстроиться под новые поведенческие факторы потенциальных покупателей.

Компания GARTEL предоставляет услуги безлимитной мобильной связи и интернета для всех устройств: смартфона, планшета, роутера, модема по всей России.


Предыдущая статья
Следующая статья
Наши тарифы
600 ₽/мес
Оставить заявку
100 Гб
Без ограничений скорости и трафика
Раздача на другие устройства
Поддерживает eSim
900 ₽/мес
Оставить заявку
300 Гб
Без ограничений скорости и трафика
Перенос не израсходованных
пакетов на следующий месяц
Раздача на другие устройства
Поддерживает eSim
1100 ₽/мес
Оставить заявку
1000 Гб
Без ограничений скорости и трафика
Раздача на другие устройства
Поддерживает eSim
*При подключении до 31.10.2024 г.
стоимость подключения 0 руб.!
1680 ₽/мес
Оставить заявку
100 Гб
Без ограничений скорости и трафика
1000 СМС
на всех операторов
5000 МИН
на других операторов
Поддерживает eSim
1680 ₽/мес
Оставить заявку
30 Гб
Без ограничений скорости и трафика
500 СМС
на всех операторов
500 МИН
на других операторов
Поддерживает eSim
1680 ₽/мес
Оставить заявку
20 Гб
Без ограничений скорости и трафика
100 СМС
на всех операторов
500 МИН
на других операторов
Поддерживает eSim
Gartel
Выбор номера