Январь 2023 года по продажам оказался далеко не столь радужным, как того ожидали многие аналитики. Причем продажи оказались настолько провальные, что многие переписывают самые мрачные и пессимистичные прогнозы на год. Ведь если в 2021 году было продано порядка 32,5 млн. смартфонов в России, то за 2022 год цифра сократилась до 26,5 млн. штук. На 2023 год прогнозировали сопоставимое количество, но что случилось?
Что происходит на рынке смартфонов
С продажами случилась ситуация, сопоставимая с апрелем 2022 года, когда стала действовать торговая блокада и рынок под нее еще не адаптировался. Умеренный дефицит привел к падению продаж примерно на 1/3 по смартфонам и 15-50% на прочую электронику.
Давление оказывает не только сложность логистики. Популярным брендам, которые внезапно оказались перед запретом официальных поставок, приходится выстраивать сложные отношения с партнерами в России. У продавцов теперь нет кредитных линий от брендов, но есть необходимость инвестировать собственные средства. И это на фоне отсутствия рекламы той же Samsung и Apple, продажи которых продолжают уверенное падение.
Чуть лучше (на самом деле даже сильно лучше) ситуация у китайских производителей. Например, бренд Tecno, до 2022 года почти не известный в России, занял по итогам прошлого года почти 14% рынка и продолжает наращивать свою долю. Чем больше люди узнают марку, тем чаще выбирают продукцию из Поднебесной, причем рост идет не только в бюджетном, но и в среднем сегменте, где бренд уверенно теснит более именитых конкурентов. И компания Tecno не одна такая — рост показывают все производители из КНР.
Основные причины падения
Но даже китайские бренды «сдались» в январе 2023, и продажи упали. Почему так произошло? Недальновидный человек может предположить, что у населения нет денег. Но это не совсем так, точнее, падение продаж смартфонов (и многих других товаров) не связано с наличием или отсутствием денег у населения. Давление оказало 3 явных фактора:
- отсутствие рекламы и маркетинговых программ снижают интерес к новым смартфонам;
- некоторый дефицит товаров, исключающий возможность быстро и за разумные деньги купить смартфон в магазине шаговой доступности;
- снижение проходимости торговых точек, снижающее совершение импульсивных покупок.
Но даже это — не главные, а одни из «сопутствующих» факторов. Многие забывают про самое банальное — жизненный цикл современного электронного устройства. Та вольница, которая отмечалась на заре появления доступных сначала телефонов, а потом и смартфонов, уже прошла. Изменения с каждым поколением устройств минимальны, и зачастую пользователи электроники их не видят. Как следствие, растет жизненный цикл аппарата — период его использования увеличивается, что давит на продажи больше, чем отсутствие денег.
Тенденция сокращения продаж свойственна не только России — ситуация отмечается во всем мире. Если уж приверженцы флагманов рассуждают о том, что нет никакого смысла покупать новую модель, если она по своим ТТХ и возможностям почти не отличается от предыдущего поколения, но при этом стоит дороже (камень в огород Apple iPhone 14), то что уж говорить о тех, кто не стремится покупать топовые аппараты? Более того, многие предпочитают использовать технику «до победного конца». Наверное, поэтому в 2022 году на смартфоны 4G/LTE приходилось 96% активных устройств в России. Оставшиеся 4% — это 3G смартфоны или даже просто телефоны, «безо всяких там G».
Среди поклонников Apple такой подход все чаще становится основным. Например, ТОП активных iPhone в Москве и Подмосковье составляют модели 11, 7 и XR. По годам выхода, это 2019, 2016 и 2018 соответственно. Но и по другим брендам ситуация схожа. Если «смешать воедино» флагманские модели, середнячки и бюджетники, то средний жизненный цикл составит около 3-5 лет.
Поведенческие факторы также стали давить на продажи. Рациональное потребление становится модным, а оно подразумевает покупки по необходимости. Иными словами, на «модной тусовке» мало кто обратит внимание на то, каким телефоном пользуется человек. Производители сами себе усложнили жизнь, выпуская бюджетники в форм-факторе «лопата» с обилием камер или их имитацией. Визуально отличить флагман от не флагмана теперь под силу единицам.
Закономерный итог
Прагматичность давит на мировой рынок, в России же она усугубляет положение именитых брендов. Отсутствие рекламы, поддержки и официальной гарантии вынуждает покупателя переходить с топовых смартфонов в средний бюджет. Не столь «больно» оказывается взирать на разбитый экран того же Tecno в сравнении с iPhone 14. Аппараты все чаще ремонтируют и все реже заменяют новыми.
Вряд ли в 2023 году тренд изменится, скорее всего падение продаж продолжится. Но выиграть могут производители и дистрибьюторы, которые быстро адаптируются под российские условия. Просто им придется наладить диалог с покупателем, создать вменяемую сервисную модель и подстроиться под новые поведенческие факторы потенциальных покупателей.
Компания GARTEL предоставляет услуги безлимитной мобильной связи и интернета для всех устройств: смартфона, планшета, роутера, модема по всей России.