Под конец февраля — начало марта появился слух о лавинном взлете продаж техники iPhone в России. Причем речь шла об ажиотажном спросе, что с осторожностью подтверждали некоторые представители розничных сетей. И да, действительно, рост продаж отмечался, но не глобально, в рыночном смысле, а локально — в сетях.
Ситуация со смартфонами Apple весной 2023 года сильно напоминает ситуацию с той же продукцией бренда годом ранее — весной 2022. Тогда рынок лихорадило от перспективы торговой блокады, люди шли в магазин в надежде купить хоть что-то, «пока есть возможность». Причем покупали iPhone даже те, кто никогда не пользовался и даже не особенно планировал пользоваться телефонами «яблочного» бренда. Логика простая: «завтра iPhone будет настолько дорогим и дефицитным, что позволить себе его смогут единицы».
Но коллапса, торговой блокады и беспросветной мглы не произошло. Как и должно было быть — рынок быстро адаптировался к новым условиям, возник параллельный импорт, и «серые» каналы активировались в борьбе за кошелек покупателя.
Однако под самый конец зимы 2023 чиновники из США преподнесли очередной «сюрприз» в виде обещаний запретить продавать в Россию смартфоны дороже 300 североамериканских долларов. Всевозможные блогеры и прочие медиа мгновенно подхватили и стали выпускать контент на уровне «завтра iPhone исчезнет из продажи в России». Но стоит понимать, что запрет (т. е. торговая блокада) действует вот уже год, но никто не мешает российскому покупателю купить iPhone. Просто гаджет ввезен параллельным импортом.
Если обратиться к истории, то в мае 2022 года на рынке появились смартфоны Apple, активированные за границей. Но их доля была незначительной и больше напоминала работу мелкого импортера, который опасался блокировки импортированных устройств. Крупные игроки вовсе не стали «заморачиваться» и просто ввозили iPhone’ы в страну, и эти устройства без проблем проходили активацию. Apple никогда не закрывала возможность активировать iPhone в России. И вряд ли запретит это делать в будущем, разве что, под крайне большим давлением — здесь работает простая математика.
Немного анализа
На российский рынок приходится до 5,5% всех выпускаемых iPhone, причем эти 5,5% получены в санкционный 2022 год. В пересчете на «штуки», в России продано свыше 1 457 000 смартфонов Apple, средний чек составил 820 USD. Несложно посчитать, что выручка от продажи превысила 1 194 740 000 USD, т. е. без малого 1,2 млрд. американских долларов. И это без учета других продуктов (например, аксессуаров). В бюджете даже столь богатой компании, как Apple, цифра впечатляющая. И никто просто так от таких денег не отказывается. Особенно в США.
Но с iPhone ситуация более нетривиальная, чем кажется на первый взгляд. Ведь фактически, продавая свои смартфоны в России, Apple не несет расходов, включенных в «стоимость продаж». Нет рекламы, партнерской поддержки, нет фирменных магазинов. А ведь это почти 110 USD в цене каждого iPhone. Экономия за 2022 год составила 160 млн. долларов. По сути — сверхчистая прибыль. О таком, мягко говоря, многие бренды даже подумать не смеют.
Продажи iPhone точно растут?
Если запрещать активацию смартфонов Apple в России не планируется, то откуда взялись взлетевшие до небес продажи? Все проще, чем кажется. Дело в том, что до 33% всех продаж iPhone приходилось на «серые поставки», которые стали сокращать таможенники. Была объявлена борьба с ввозом товара без уплаты НДС. Это привело к сокращению доли серых аппаратов на рынке.
Стоит также вспомнить, чем знаменательны даты 23 февраля и 8 марта в России, чтобы все окончательно встало на свои места. Ведь если по серым каналам дешево купить iPhone нельзя, то человек пойдет покупать его туда, где смартфон точно есть — в розничную сеть. Отсюда следует и рост продаж, но он лишь компенсирует ту 30% разницу, которую ранее отбирали «серые» поставщики. Рынок по Apple в относительном выражении не вырос, ажиотажного спроса тоже нет.
Можно сказать, что заперт на поставки смартфонов дороже 300 USD все же есть. Но дело в том, что он не работает от слова совсем. Пока компания Apple будет получать прибыль (и даже сверхприбыль), она будет держаться за рынок. Тем более что в денежном выражении это ей ничего не стоит. Производитель уже убрал поддержку своих продуктов в России, поддержку продаж, но от этого только выиграл, как бы парадоксально это ни звучало.
Компания GARTEL предоставляет услуги мобильной связи и интернета для всех устройств: смартфона, планшета, роутера, модема по всей России.