Начиная с марта 2022 года большинство операторов сотовой связи закрывает свои фирменные салоны. За год их количество уменьшилось на 5,5% и продолжает сокращаться. Наибольшее сокращение отмечено в Омске, где закрылось чуть менее 15% салонов, а Москва, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород не досчитались примерно по 7%. Тренд связан с падением трафика, вызванного сокращением доходов населения одновременно с оптимизацией бюджетов операторов.
Отчасти «виновными» в сокращении точек продаж выступают онлайн-сервисы. В то же время, они не в состоянии обеспечить ни нормального объема сбыта SIM-карт, ни решения деликатных вопросов абонентов (например, в ситуации «наследования» номера). Поэтому дальнейшее сокращение оффлайн точек в 2023 году не прогнозируется.
В сложившихся обстоятельствах операторы осторожно комментируют тренд. Например, «МТС» утверждает о своих планах закрывать малопроходные точки и открывать салоны в местах с большой проходимостью. В то же время, оператор указывает на дальнейшее сокращение фирменных салонов несмотря на то, что их осталось всего 5,39 тыс. «Вымпелком» пошел еще дальше и закрывает не только офисы монобренда, но и отказывается от убыточных салонов в партнерских каналах.
2022 год в целом операторская розница пережила тяжело. Например, «Tele2» не досчитались 12% выручки от продажи мобильных устройств в оффлайн точках, а у «МТС» выручка упала сразу на 47%. Причины очевидны — снижение покупательской активности в совокупности с перебоями поставок и нестабильным валютным курсом.
Но процесс сокращения точек оффлайн продаж был запущен много раньше — в «пандемийный» 2020 год. С тех пор потребительское поведение претерпело существенное изменение, поэтому большое количество салонов стало попросту невыгодным.
По словам Леонида Делицина (аналитик «Финама»), многие покупатели, особенно в крупных городах, оценили преимущества онлайн покупок. Распространенность пунктов выдачи маркетплейсов лишь способствует процессу перехода к онлайн торговле. Однако в «М.Видео-Эльдорадо» с выводами не согласны. До 85% операций по выбору и приобретению техники и электроники совершается как раз в оффлайн рознице — привычных всем магазинах.
Но процесс «десалонизации» нельзя рассматривать как отказ операторов от оффлайн розницы. Салон связи для них, скорее, маркетинговый инструмент. И отказываться от него не будут, поскольку оператор продает не услугу или товар, а комплексный продукт. И как только на рынке ситуация стабилизируется, можно ожидать очередной волны открытия салонов «дверь в дверь», в том числе и в местах, которые в 2022-2023 годах считались убыточными. Компания GARTEL предоставляет услуги безлимитной мобильной связи и интернета по всей России.