Жители Земли страдают от новой болезни, иммунитета к которой нет ни у бедных, ни у богатых, ни у взрослых, ни у детей. Проблема распространяется стремительно и имеет все признаки разразившейся эпидемии. Звучит жутковато, особенно на фоне последних мировых событий. Но начнем по порядку.
В уже далеком 2010 году в Англии медиками проводился вопрос о роли мобильников в жизни современного человека. Ответы можно было давать в любой форме, однако в дальнейшем они распределялись в соответствии со смыслом, что и позволило подвести итоги. И они, увы, оказались куда печальней прогнозируемых:
- 53% респондентов оценили мобильный телефон как отрицательный фактор. Причиной тому стала тревожность, связанная с опасением пропустить важный звонок, сообщение или уведомление. Тревожность возрастает, если аккумулятор садится, на балансе заканчиваются средства или человек оказался в зоне неуверенного приема;
- 55% респондентов указали, что не выключают (или стараются не выключать) сотовый телефон. Многие из них держат мобильник при себе постоянно, а некоторые из них даже носят с собой запасной АКБ (не power bank — опрос проводился в 2010);
- свыше 75% опрошенных жаловались на хроническую депрессию. Состояние приобретено из-за страха лишиться мобильной связи по какой-либо причине.
Спустя годы в Англии повторили опрос. Но ничего не изменилось — люди отвечали примерно схоже, поэтому результаты первого исследования были признаны актуальными. Из этого следует, что обратной стороной медали прогресса в телекоме стал новый способ получить устойчивое психическое расстройство.
Для страха лишиться мобильной связи, как и для других патологических фобий, вскоре был подобран соответствующий психиатрический термин — «Номофобия».
Уровень стресса, вызываемого номофобией, сопоставим со стрессом из-за страха оказаться на операционном столе. Ему более подвержены люди, которые постоянно используют мобильную связь для решения важных рабочих или личных вопросов. Номофобия может даже возникнуть в ситуации скандала, связанного с тем, что «виновник» не позвонил и не предупредил о своем местоположении или опоздании, например, из-за севшего аккумулятора или нулевого баланса на счете.
Многие наши современники являются заложниками телекома. Люди с номофобией агрессивно реагируют на замечания, связанные с сотовым телефоном. Грубость в общении становится для них скорее нормой. Например, они могут устроить скандал из-за того, что до них не дозвонились. При этом виновен будет именно тот, кто не позвонил.
Еще один явный симптом номофобии — ощущение пропущенного звонка вплоть до слуховых галлюцинаций. Из-за этого человек постоянно заглядывает в дисплей смартфона, теребит его в сумочки или кармане, достает без нужды.
Эффективного медикаментозного способа борьбы с номофобией пока нет, нет даже психологической терапии. Однако медики отмечают, что самолечение может дать положительный устойчивый эффект. Но для этого придется проявить силу воли. Ведь в части рекомендаций присутствует выключение телефона на сутки (например, в выходные или праздники, т. е. на периоды, когда телефон не требуется для выполнения определенных важных действий). Человек, отважившийся на подобный эксперимент, будет шокирован тем, что мир не рухнул, а единичные пропущенные звонки не несли полезной нагрузки и не требовали сиюминутной реакции.
Бывает сложно отказаться от телефона. Но в этом случае для начала можно перевести общение в текстовый формат (SMS, например). Объяснить свое желание общаться текстом можно, например, заявлением о неисправности микрофона аппарата. Преимуществом текстового общения является возможность отложить отправку ответа или вовсе проигнорировать послание.
Отказаться от мобильной связи в XXI веке не получится, да и не следует. Но нужно пользоваться ею не больше, чем требуется. И уж точно стоит иногда уходить в оффлайн, выключая аппарат и тем самым давая себе простой заслуженный отдых.
Компания GARTEL предоставляет услуги мобильной связи и безлимита на интернет-сервисы по всей России.