В последние месяцы операторы сотовой связи начали массово рассылать SMS сообщения об актуализации паспортных данных, на которые оформлялись SIM-карты. В противном случае угрожали приостановить обслуживание или вовсе отключить абонента, чем вызвали ярость и даже истерию у многих добросовестных пользователей мобильной связи. Все абоненты воспринимают это не как временное затруднение, а как отказ оператора от лояльности к своим абонентам. Некоторые рьяные пользователи декларировали желание сменить оператора. Мотивация простая: актуализация является очередной выдумкой, и вообще «никогда такого не было, и вот началось».
Увы, но операторы, принимая решение о рассылке, предвидели реакцию своих абонентов. Но им пришлось руководствоваться требованиями законодательства. Ведь каждый абонент сотовой связи, пользующийся услугами российских операторов, обязан представить актуальные сведения о своей личности, а при каждом изменении в паспорте уведомлять об этом оператора. И эта обязанность, что интересно, прописана отдельным пунктом в договоре между абонентом и оператором. Но откуда он появился?
В России действует закон «О связи». В этом самом законе указано, что услуги связи возможно предоставлять только лицам, которых можно идентифицировать. Для идентификации физического лица используется паспорт. Кроме того, ст. 44 указанного закона требует, чтобы оператор проверял достоверность сведений (персональных данных абонентов).
Роскомнадзор, который следит за соблюдением требований законодательства в сфере телекома, в мае 2023 года приступил к проверке операторов и их SIM-карт. При выявленных несоответствиях операторов будут штрафовать на огромные суммы (за каждую симку до 2 млн. руб.). Именно из-за этого провайдеры решились «вычистить» свои базы по максимуму и отключить абонентов, которые не представили актуальных паспортных данных.
Государство стремится сделать телеком прозрачным, привести существующую систему в порядок и заодно удалить SIM-карты, оформленные на устаревшие и даже несуществующие паспорта. Это один из этапов цифровизации страны, порядок постепенно будет наводиться и на других рынках.
По разным оценкам, в России активно используется около 20 млн. SIM-карт, оформленных на неверные или неактуальные паспорта. Абсолютное большинство пользователей — добропорядочные абоненты и законопослушные граждане. Причиной же неактуальности паспортных данных являлись ошибки при покупке SIM-карты в каком-нибудь микросалоне связи в далеком 2005-2010 году, достижение возраста смены паспорта или банальная смена фамилии.
Что делать, если пришло SMS с требованием актуализировать данные
Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — подтвердить паспортные данные через Госуслуги. Это просто, быстро и безопасно. Второй вариант — отправить фото (или скан) разворота паспорта. Условно безопасный способ, ведь неизвестно, где и как могут «всплыть» данные отправленного паспорта. Есть риск, что на него будет оформлен микрозайм или его используют в букмекерских конторах.
Еще один способ — посетить салон связи оператора. Медленно, долго, но безопасно. Но есть одна проблема — придется отстоять очередь. И не факт, что продавец в салоне актуализирует паспортные данные.
Но что ждет тех, кто проигнорирует SMS? Оператор отключит связь для SIM-карты с неподтвержденными данными. Если отключение не возымеет эффекта, то через 15 дней SIM-карту заблокируют. Но операторы почти всегда идут навстречу абоненту, который не может в силу тех или иных причин подтвердить паспортные данные. Например, могут предложить в салоне переоформить ее на актуальный паспорт при условии, если абонент докажет, что он пользуется SIMкой давно.
Как ни странно, но под конец периода актуализации паспортных данных из-за выборочной проверки Роскомнадзором баз данных операторов, не было ни отказа от услуг, ни значимого объема переходов абонентов от одного оператора к другому. Бурные обсуждения в сети на поверку оказались очередной текущей темой наподобие истерии, вызванной исполнением ФЗ-533, когда актуализировались корпоративные SIM-ки. Ведь многие корпоративные клиенты операторов оформляли SIM-карты на паспорта своих сотрудников. И ничего, корпоративное обслуживание продолжается.
Массовость рассылки тоже оказалась преувеличена, причем значительно. Ведь согласно многочисленным опросам различных СМИ, блогов и пабликов в социальных сетях, порядка 75% абонентов не получали никаких требований актуализировать паспортные данные. Почему их «обошли стороной»? Все просто — указанные в договорах паспортные данные были заведомо верными по разным причинам. Эти абоненты еще не меняли паспорта по возрасту, обращались к оператору с другими вопросами (и идентифицировали себя по паспорту) или просто своевременно уведомляли оператора о смене паспортных данных.
В конце концов, ни у кого не вызывает удивление требование банка верифицировать паспортные данные в случае смены паспорта. Это нужно для безопасности как клиента, так и кредитной организации.
Причин для паники и страхов нет и никогда не было. Требование обновить и актуализировать паспортные данные является просто требованием соблюдения закона, безо всяких теорий заговора. Операторы не хотят платить ненужные штрафы в стремлении «покрыть» абонентов, которые за всю жизнь не принесут компании даже половины суммы штрафа. Да и сами абоненты не спешат расставаться с оператором и номером. К тому же для перехода к другому оператору со своим номером требуется паспорт. Ну а просто отказаться от мобильной связи и интернета сегодня уже немыслимо, слишком много сервисов «привязано» к абонентскому номеру мобильного телефона.
Вообще, людям следует заиметь полезную привычку своевременно уведомлять своего оператора связи, банк и другие организации о смене паспорта. Это позволит не просто избавить себя от возможных проблем и неприятностей в будущем, но и иметь представление о востребованных сервисах, в том числе о вторичных, которыми зачастую проще и выгодней пренебречь.